http://seprize.narod.ru

Урок №1. (Перемещение окна программными средствами.)

Очень часто в качестве первого урока предлагают "избытый" всеми пример "Hello World!". И мы начнем именно не с него. Ну не хочу я этого делать. Ну почему когда начинают изучать натыкаются именно на него во всяких разных образах. И что это переписывания из одного источника в другой, я постараюсь этим не заниматься, хотя это очень часто неизбежно, в силу ограниченности идей. Но рас пока идеи есть можно их использовать. Если Вы еще ничего не слышали о "Hello World!" и некогда с этим не встречались - то будете уверены вы с этим встретитесь. Ну вернемся к примеру.

В этом примере я покажу как сделать так, что бы положением окна можно было управлять не только перетаскивание его за его заголовок. Но еще и программно. После запуска Delphi (не важно какая у Вас версия) вы увидите что открылось сразу несколько окон. По средине экрана красуется большое пустое окно с сеткой из точек. Это именно то окно, его называют "формой", с которым мы будем работать, из которого создавать наше будущее приложение. Но оно довольно большое, а такое окно нам не нужно. Так что давайте разберемся как его уменьшить. конечно самый простой способ это потянуть за край окна и изменить его размеры так на глаз. Но стойте, не спешите этого делать. Давайте вместе с Вами научимся делать это по другому, что даст Вам дополнительный опыт по работе с Delphi.

Сначала хочу обратить Ваше внимание на инспектор объектов. Его окно вы можете найти в левом нижнем углу экрана.  Его изображение вы сейчас видите слева от текста который читаете, так что думаю вы легко его отыщите. В нем находятся две вкладки "Properties" и "Events". Надеюсь вы тоже без труда их найдете. Вкладка Properties (переводится как Свойства) содержит разнообразные свойства выделенного объекта. Имя объекта с которым работаем написано в инспекторе объектов, в данном примере объект Form1. Его имя я думаю вы уже нашли на изображении объектов.

Давайте договоримся что вкладку "Properties" мы будем все все время называть Свойства, ведь язык нашего с вам общения русский, конечно много английских терминов в нем, и общаться лучше на нем. Так вот на вкладке Свойства очень даже не маленький список, но пугаться сильно не надо, и зубрить все я тоже не заставляю, да мое мнение и не очень то это нужно. Потом со временем все само запомнится, хотя бы примерно. Сейчас вы видите выделено свойство Caption и курсор готов изменить текст Form1, но нас пока интересует как изменить размеры нашего будущего приложения. Так что давайте найдем такие свойства как Width (переводится как Ширина) и Height (переводится как Высота). кто знает английский то ему покажется все пока очень просто. Давайте изменим значения этих свойств следующим образом. Свойству Width придадим значение 300, а свойству Height значение 150. И размеры формы сразу изменились ее размеры стали меньше. Окно стало маленьким, аккуратным. С ним мы и продолжим работать.

 

Вот что должно было у нас получиться, и я надеюсь получилось. Так что можно продолжать работу над нашим приложением. Сейчас я научу Вас размещать кнопки на вашем приложением. Таким образом размещаются все визуальные компоненты, но с ними надо уметь работать. Так что давайте не будем забегать в перед и просто научимся работать с кнопками. Так что давайте разместим на форме четыре кнопки...

 

Для это надо немного познакомиться с палитрой компонент - ее английское название Component Palette, по ее изображению слева вы легко ее найдете, она должно располагаться в верхней части экрана. На ней располагается довольно большое количество вкладок, и их число зависит от версии Delphi и ее комплектации. Но некоторые вкладки существуют всегда. На рисунке как раз показана вкладка Standard, она пока нам и потребуется. Будем ее использовать. На ней находится небольшое количество компонентов и самым первый идет обыкновенный курсор - он служит для выделения объектов на форме. Но нам-то нужна кнопка, а она располагается рядом при наведении на нее курсора появлется всплывающая подсказка с надписью Button (как вы догадались переводится на русский именно как кнопка).

Разместить кнопку на форме можно несколькими способами. Можно сделать двойной клик мышкой по пиктограмме кнопки и тогда она появится на нашей форме. Второй способ это на палитре компонентов нажать на нее мышкой, а потом на форме щелкнуть мышкой в том мести в котором необходимо разместить кнопку, кнопку всегда можно передвинуть, так что не пытайтесь точно попасть на определенное место. Разместите четыре кнопки.

После того как вы разместили четыре кнопки на нашей форме можно продолжать работы. Размещение кнопок влияет только дизайн вашей программы и то как вы их разместите ваше дело. Как их разместил я Вы можете увидеть слева. Теперь наша будущая программа приобрела уже определенный вид, по она по прежнему не работает и к тому же не очень красиво выглядит. Ну что это за названия, бросающиеся в глаза, и совершенно не информативного содержания, так что нужно немного доработать. Вы еще не забыли инспектор объектов, если да то вспомните про него. Вот он то как раз со своими свойствами поможет нам изменить названия Form1, Button1, Button2, Button3 и Button4. Для того что бы выбрать объект нужно чтобы был у вас выбран в качестве компонента на палитре компонент тот самый курсор мышки, иначе вы добавите еще какой-нибудь компонент на нашу форму, а он будет лишний. Да если вы уже добавили что то лишнее. то убрать можно выделив и нажав кнопку delete на клавиатуре. В инспекторе объекте найдите свойство Caption  у обектов Form1, Button1, Button2, Button3 и Button4. и измените его следующим образом.

Form1 - свойство Caption выставите Урок №1

Button1- свойство Caption выставите Вверх

Button2- свойство Caption выставите Влево

Button3- свойство Caption выставите Вправо

Button4- свойство Caption выставите Вниз

 

Обратите внимание на то, что должно было  получиться следующее. Так как положение кнопок у Вас могло и не совпадать. Лучше чтобы выглядело как небольшой курсор.

Теперь начнем собственно программирование. Сделайте двойной щелчок мышкой по кнопке Вверх и у вас сразу откроется ваша будущая программа. Вот ее листинг. Листинг не полной программы, а то что у вас появится на экране и собственно то, что нам нужно.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin

end;

end.

Между зарезервированными словами begin и end; нужно писать нашу программу. вставить следующий текст

 Form1.Top := Form1.Top - 10;

 - это и будет подпрограмма которая изменяет положение нашего окна

Теперь необходимо еще добавить такие же небольшие программки для для других кнопок, а именно

для кнопки вниз  -  Form1.Top := Form1.Top + 10;

для кнопки влево  -  Form1.Left := Form1.Left - 10;

для кнопки вправо  -  Form1.Left := Form1.Left + 10;

Вот теперь, если вы сделали все правильно то у вас должно все получиться.

Ссылки

Исходный код проекта 5 кб
Готовый запускаемый модуль проекта 154 кб
Готовый запускаемый модуль проекта требующий Delphi библиотек 5 кб
Электронная почта автора  

 

. : навигация : .

главная
DirectX
уроки
словарь
гостевая книга
о проекте
 

статистика

RAMBLER'S TOP100

Если вы используете материалы с данного сайта, то сообщите владельцу по почте
и вставьте ссылку на этот сайт "seprize.narod.ru"
seprize@narod.ru

© Сайт открылся 04.09.2002     Дата последнего обновления 13.09.2002

Сайт управляется системой uCoz